Порядок обозначения розничных цен на товарах народного потребления в предприятиях розничной торговли и общественного питания.
Порядок обозначения розничных цен на товары народного потребления определен Инструкцией о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и общественного питания, утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 4.01.97 г. № 2.
Требования этой инструкции распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, которые осуществляют торговую деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания на Украине.
Розничные цены формируются, устанавливаются и применяются в соответствии с действующим законодательством.
Работники, ответственные за формирование, установление и применение розничных цен, назначаются руководителем субъекта хозяйствования.
Данная инструкция определяет основные требования относительно порядка обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли, общественного питания и направлена на соблюдение прав потребителей относительно получения необходимой, доступной и достоверной информации о ценах на товары в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей».
Информирование покупателей о розничных ценах на товары осуществляется при помощи таких средств:
Ярлык цен (ценник) предназначается для предоставления покупателям основной информации на отдельный товар, указатель цен и прейскурант цен на купленные товары - на ряд товаров, которые есть в продаже, меню - о перечне блюд, кулинарных, булочных, мучных кондитерских изделий, которые предлагаются на протяжении дня.
На ярлыках цен (ценниках) в соответствии с данной Инструкцией должна быть размещена следующая информация.
для продовольственных товаров:
- для весовых товаров - название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;
- для товаров или напитков, что продаются на разлив - название товара или напитка, сорт, цена за единицу объема или единицу веса;
- для штучных товаров и напитков в бутылках - название товара или напитка, вес или вместимость, сорт, цена за штуку;
- для товаров, которые расфасованы - название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цену за единицу расфасовки;
для непродовольственных товаров:
- для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности - название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;
- для товаров, на которые цены по сортам не установлены - название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;
- для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные, др.) - название товара, вес или емкость, цена за штуку или единицу упаковки.
В заведениях ресторанного хозяйства в меню отмечается перечень блюд, кулинарных, мучных кондитерских, булочных изделий и напитков собственного производства, выход и цена одной порции. В прейскуранте отмечается перечень алкогольных и безалкогольных напитков, пива, табачных, кондитерских изделий и других покупных товаров, масса, объем и цена на соответствующую единицу продукта, кроме того, для алкогольных напитков - емкость бутылки, цена за бутылку, за 50 и 100 миллилитров. В предприятиях с обслуживанием официантами в бланках счетов должны быть предусмотрены графы для указания названий блюд, количества порций, цены за порцию и итоговой суммы цен за отпущенную продукцию.
Розничные цены также могут быть указаны на товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке, в которой товар продается населению, или непосредственно на самом товаре, если обозначение цены не портит его товарный вид и не снижает качество товара.
Предприятия, которые осуществляют продажу печатной продукции, оформляют ярлыки цен (ценники) на ее образцах с указанием цены издания и даты обозначения цены.
При продаже периодических печатных изданий (газеты, журналы, бюллетени) цены обозначаются непосредственно на их образцах, которые сохраняются до конца продажи.
При реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения через сеть аптечных заведений цены обозначаются непосредственно на оригинальной упаковке изделия.
В предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства, в том числе в стационарной мелкорозничной торговой сети, ярлыки цен (ценники), обязательно подписываются работником, ответственным за формирование, установление или применение цен, и заверяются печатью или штампом субъекта хозяйствования с указанием даты подписи. В предприятиях розничной торговли, в которых при расчетах с потребителями применяют современную технологию автоматизированной идентификации товаров по их штриховому коду, и значение цен товаров сохраняется в памяти ЕККА или компьютера, заверение ярлыков цен (ценников) подписью с датой и печатью или штампом не обязательное. В отделах и секциях торговых залов таких предприятий в доступном для потребителей месте должен быть прейскурант цен, заверенный подписью работника, ответственного за формирование, установление или применение цен, и печатью с указанием даты подписания.
В заведениях ресторанного хозяйства меню и прейскурант должны быть подписаны руководителем, бухгалтером и материально-ответственным лицом (заведующий производства, бригадир, буфетчик, бармен и тому подобное) и скреплены печатью субъекта хозяйствования.
За нарушение данной Инструкции предусмотрена ответственность непосредственно виновных в этом работников субъекта хозяйствования, а также руководителей согласно действующему законодательству.
Начальник управления экономики |
А.Е.Кузьмин |